СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
САРАГАШСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
БОГРАДСКИЙ РАЙОН
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2014 г. с.Сарагаш N 193
О внесении изменения в решение Совета
депутатов муниципального образования
Сарагашского сельсовета от 09.12.2013 № 174
О принятии Положения
«О территориальном общественном самоуправлении»
Рассмотрев Заключение от 05.03.2014 № 250-008/040 Государственного Правового Комитета Республики Хакасия на решение Совета депутатов муниципального образования Сарагашского сельсовета от 09.12.2013 № 174 «О принятии Положения «О территориальном общественном самоуправлении»Совет депутатов Сарагашского сельсовета Боградского района Республики Хакасия Решил:
1. Внести изменения в решение Совета депутатов муниципального образования Сарагашского сельсовета от 09.12.2013г № 174 «О принятии Положения «О территориальном общественном самоуправлении» в пункт 6 раздела 6 Положения; в пункт 6 , 7 раздела 8 Положения, в пункт 1 решения , в пункт 4 раздела 6.
2. Утвердить Положение «О территориальном общественном самоуправлении» в новой редакции (согласно приложению)
Глава
Сарагашского сельсовета Б.Н.Евдокимов
Приложение
к решению Совета депутатов
от 12.05.2014 г. N 193
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Уставом поселения и определяет правовые, экономические, организационные основы территориального общественного самоуправления населения и гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы и порядок создания органов территориального общественного самоуправления, их полномочия и ответственность.
1. Определение территориального
общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
2. Основные принципы осуществления территориального
общественного самоуправления
Основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления в поселении являются:
- законность, самостоятельность и ответственность в принятии и реализации решений;
- гласность и учет общественного мнения;
- выборность и подконтрольность органов ТОС гражданам;
- широкое участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
- взаимодействие с органами местного самоуправления поселения;
- свобода выбора гражданами форм осуществления ТОС.
3. Право граждан на осуществление территориального
общественного самоуправления
В осуществлении территориального общественного самоуправления могут принимать участие граждане, проживающие на соответствующей территории и достигшие 16-летнего возраста.
Любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеет право быть инициатором и участником учреждения территориального общественного самоуправления на той территории, где он проживает; принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, проводимых ТОС; избирать и быть избранным в органы ТОС.
4. Система территориального
общественного самоуправления
1. Система ТОС состоит из взаимодополняющих друг друга органов различного уровня, обеспечивающих согласованное решение находящихся в ведении территориального общественного самоуправления вопросов.
2. Структура, наименование и порядок избрания (формирования) органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления определяются Уставом территориального общественного самоуправления.
5. Территория территориального
общественного самоуправления
1. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; иные территории проживания граждан.
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, утверждаются Советом депутатов поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территория, на которой осуществляется ТОС, не может входить в состав другой аналогичной территории.
2. Территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями и организациями, не входят в состав территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление.
3. Для создания ТОС на определенной территории обязательными являются следующие условия:
- границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории поселения;
- на определенной территории не может быть более одного ТОС;
- неразрывность территории, на которой осуществляется ТОС (если в его состав входит более одного жилого дома).
6. Порядок установления границ
1. Создание ТОС осуществляется следующим порядком:
- создание инициативной группы граждан по организации ТОС;
- согласование и установление решением Совета депутатов поселения границ ТОС по предложению населения, проживающего на данной территории;
- организация и проведение собрания (конференции) по организации ТОС;
- оформление документов, принятых собранием (конференцией) граждан по организации ТОС;
- регистрация Устава ТОС администрацией поселения;
- государственная регистрация ТОС (органов ТОС) в качестве юридического лица - по решению собрания (конференции) граждан в соответствии с Уставом ТОС.
2. В поддержку инициативы создания ТОС на соответствующей территории инициативная группа собирает подписи не менее чем 10% жителей, имеющих место жительства на территории, на которой предполагается создание и осуществление ТОС. При сборе подписей заполняются подписные листы с указанием фамилии, имени, отчества гражданина и его места жительства. На каждом подписном листе содержатся фамилия, имя, отчество гражданина (члена инициативной группы), осуществлявшего сбор подписей, и проставляются его подпись, дата сбора подписей.
3. Инициативная группа письменно обращается в Совет депутатов поселения с предложением установить территориальные границы, в пределах которой предполагается осуществление ТОС. К заявлению прилагается описание границ территории создаваемого ТОС. При этом прилагаются решение инициативной группы о проведении учредительного собрания (конференции), подписанное всеми членами инициативной группы, предложения по границам территории, на которой предполагаются создание и осуществление ТОС (описание границ с указанием домов (квартир, подъездов), входящих в соответствующую территорию, а также подписные листы, содержащие подписи граждан в поддержку инициативы создания ТОС на соответствующей территории.
4. Совет депутатов поселения в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения от инициативной группы принимает решение об установлении границ территории создаваемого ТОС в соответствии с предложением инициативной группы и доводит в письменном виде принятое решение до инициаторов создания ТОС.
5. После принятия Советом депутатов поселения решения об установлении границ создаваемого ТОС инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания (конференции) граждан по созданию ТОС.
6. Организацию учредительного собрания, конференции осуществляет инициативная группа из числа жителей подъезда, дома, улицы, квартала, микрорайона численностью не менее десяти человек, которая принимает решение о проведении учредительного собрания (подъезд, дом, улица, квартал) - при численности жителей менее 300 человек или конференции (микрорайон, квартал) при численности более 300 человек. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция правомочна, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
7. Глава поселения, Совет депутатов вправе направить своих представителей с правом совещательного голоса на учредительное собрание, конференцию.
1) Организаторы учредительного собрания (конференции):
- составляют порядок организации и проведения учредительного собрания (конференции);
- не менее чем за две недели до проведения учредительного собрания (конференции) извещают граждан о дате, месте и времени проведения учредительного собрания (конференции);
- в случае проведения учредительной конференции устанавливают нормы представительства жителей поселения делегатами конференции, организуют выдвижение представителей (делегатов) на учредительную конференцию путем проведения собраний или сбора подписей жителей;
- организуют приглашение на собрание (конференцию) граждан, представителей органов местного самоуправления, других заинтересованных лиц;
- подготавливают проект повестки учредительного собрания (конференции) граждан;
- подготавливают проект устава создаваемого ТОС, проекты других документов для принятия на собрании (конференции) граждан;
- проводят регистрацию жителей или их представителей, прибывших на собрание (конференцию), и учет мандатов (протоколов собраний жителей или подписных листов по выборам делегатов конференции);
- определяют и уполномочивают своего представителя для открытия и ведения собрания (конференции) до избрания председателя собрания (конференции);
2) участники собрания (конференции) избирают председателя и секретаря собрания (конференции) и утверждают повестку дня;
3) учредительное собрание (конференция) принимает решение о создании и осуществлении на данной территории ТОС, определяет территорию действия ТОС и другие организационные вопросы;
4) решения учредительного собрания (конференции) принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от присутствующих граждан;
5) процедура проведения собрания (конференции) граждан отражается в протоколе, который ведется в свободной форме секретарем собрания (конференции), подписывается председателем и секретарем собрания.
8. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
а) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
б) принятие Устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
в) избрание органов ТОС;
г) определение основных направлений деятельности ТОС;
д) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
е) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
Срок полномочий органов ТОС и уполномоченных выборных лиц не может превышать двух лет и устанавливается на учредительном собрании или конференции.
7. Устав территориального общественного
самоуправления и порядок его регистрации
1. В Уставе ТОС устанавливаются:
а) территория, на которой оно осуществляется;
б) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;
в) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
г) порядок принятия решений;
д) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
е) порядок прекращения осуществления ТОС.
По решению собрания (конференции) граждан в Уставе ТОС могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности ТОС, в соответствии с действующим законодательством.
2. Внесение в Устав территориального общественного самоуправления изменений и дополнений осуществляется в том же порядке, что и принятие Устава территориального общественного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации Устава ТОС администрацией поселения.
4. Устав ТОС представляется в администрацию поселения для регистрации в течение 10 дней с момента его утверждения собранием (конференцией) граждан, проживающих на территории ТОС.
5. Если ТОС в соответствии с его Уставом является юридическим лицом, то подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
6. Для регистрации Устава ТОС в администрацию поселения предоставляются:
- заявление на имя главы поселения о регистрации Устава территориального общественного самоуправления, подписанное лицами (лицом), уполномоченными (уполномоченным) собранием (конференцией) граждан, с указанием их (его) места жительства;
- Устав ТОС в трех экземплярах с указанием в нем сведений, предусмотренных настоящей статьей. Листы Устава должны быть прошиты, пронумерованы и подписаны председателем;
- решение Совета депутатов поселения об установлении границ территориального общественного самоуправления;
- протокол собрания (конференции) граждан с указанием даты и места проведения собрания (конференции), общего числа граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в собрании (конференции), количества зарегистрированных участников собрания (конференции), повестки дня, итогов голосования, принятых решений, подписанный председателем и секретарем собрания (конференции). К протоколу конференции прилагаются протоколы собраний жителей, на которых были избраны делегаты конференции. Если протокол имеет несколько листов, они должны быть прошиты и пронумерованы;
- список участников собрания (конференции) с указанием их места жительства;
- список избранных членов органа территориального общественного самоуправления с указанием их адресов и номеров телефона, а также указанные сведения об избранном руководителе территориального общественного самоуправления и его заместителе.
7. Устав ТОС представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, подписанный председателем собрания или конференции граждан.
8. В случае соответствия представленных документов действующему законодательству и настоящему Положению глава поселения в течение 30 дней с момента обращения принимает решение о регистрации Устава территориального общественного самоуправления и издает правовой акт о регистрации Устава.
На титульном листе Устава территориального общественного самоуправления проставляются номер и дата правового акта главы поселения о регистрации, скрепляется печатью администрации поселения, подпись должностного лица, ответственного за регистрацию.
Два экземпляра зарегистрированного Устава территориального общественного самоуправления с печатью администрации поселения и подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, и копия правового акта главы поселения о регистрации Устава направляются лицам (лицу), уполномоченным собранием (конференцией).
Один экземпляр Устава ТОС остается в администрации поселения и хранится в контрольно-организационном управлении в соответствии с Регламентом администрации поселения.
9. Отказ в регистрации Устава ТОС допускается в случае:
- непредоставления документов, указанных в пункте 6 настоящего раздела;
- если ранее зарегистрировано ТОС на территории, в пределах которой вновь созданное ТОС намерено осуществлять свою деятельность;
- противоречия положений Устава ТОС действующему законодательству.
10. В случае принятия решения об отказе в регистрации Устава ТОС глава поселения направляет лицу, уполномоченному собранием (конференцией), мотивированный отказ в регистрации Устава в письменном виде.
Отказ в регистрации Устава не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию при устранении оснований, послуживших причиной отказа.
11. Администрация поселения ведет реестр Уставов территориального общественного самоуправления. В реестре отражаются в обязательном порядке сведения о регистрации Устава территориального общественного самоуправления, о регистрации изменений в Устав территориального общественного самоуправления, а также сведения о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления.
8. Органы ТОС
1. Органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления поселения.
2. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
3. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;
5) могут осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уставом ТОС и не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления поселения.
4. Высшим органом ТОС является собрание (конференция) граждан.
5. Периодичность, порядок организации и проведения собраний (конференций) устанавливаются Уставом ТОС, при этом периодичность проведения собраний (конференций) должна быть не реже одного раза в год.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
7. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
8. Вопросы повестки дня собрания (конференции) определяются инициаторами его созыва и утверждаются на собрании (конференции) большинством голосов присутствующих членов территориального сообщества. Для ведения собрания (конференции) избираются председатель и секретарь.
О дате проведения собрания (конференции) не позднее чем за 7 дней извещаются граждане, имеющие право на участие в нем, органы местного самоуправления поселения и другие заинтересованные лица.
9. Решения собраний (конференций) носят рекомендательный характер для членов территориального сообщества и органов местного самоуправления поселения.
10. Решения собраний (конференций) являются обязательными для избранных органов и уполномоченных выборных лиц ТОС.
11. Все решения собраний (конференций) оформляются протоколом.
12. Деятельность органов ТОС не может выходить за установленные границы, в пределах которых осуществляется ТОС. Жители могут участвовать в выборах только одного органа ТОС.
13. Органы (уполномоченные выборные лица) не реже одного раза в год отчитываются о своей работе на собрании (конференции) граждан.
14. Решение, принятое органом ТОС в рамках своих полномочий, может быть отменено собранием (конференцией).
15. Деятельность членов выборных органов и уполномоченных выборных лиц ТОС осуществляется на общественных началах.
16. На собрании (конференции) может быть принято решение о денежном вознаграждении членов выборных органов или уполномоченных выборных лиц ТОС за счет собственных средств ТОС.
9. Структура органов ТОС
1. Для организации и непосредственной реализации полномочий территориального общественного самоуправления собрание (конференция) граждан избирает подотчетный собранию (конференции) орган территориального общественного самоуправления - совет территориального общественного самоуправления (далее - совет ТОС).
При числе жителей, проживающих на территории территориального общественного самоуправления, менее 30 человек вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица территориального общественного самоуправления.
2. Избрание жителей в состав органов ТОС проводится открытым голосованием.
3. Форма работы органов ТОС, порядок принятия ими решений устанавливаются территориальным общественным самоуправлением самостоятельно и отражаются в его Уставе.
4. Совет ТОС подотчетен общему собранию (конференции) граждан, формируется и действует в соответствии с Уставом территориального общественного самоуправления.
5. Совет ТОС вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
6. Руководителем совета ТОС является председатель совета ТОС, избранный непосредственно на собрании (конференции) территориального общественного самоуправления гражданами из состава совета ТОС на срок полномочий, определяемый Уставом территориального общественного самоуправления. Руководителем совета ТОС может быть избран гражданин, проживающий в границах территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
Председатель совета ТОС представляет интересы населения, проживающего на данной территории, и обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан.
7. Председатель совета ТОС:
- представляет территориальное общественное самоуправление в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их форм собственности и гражданами;
- организует деятельность совета ТОС;
- организует подготовку и проведение собраний (конференций) граждан, осуществляет контроль реализации принятых на них решений;
- ведет заседания совета ТОС;
- информирует администрацию поселения о деятельности ТОС, о положении дел на территории в границах ТОС;
- организует общественный контроль за соблюдением правил благоустройства и санитарного содержания территории в границах территориального общественного самоуправления и информирует соответствующие органы о выявленных нарушениях правил благоустройства и санитарного содержания;
- обеспечивает организацию выборов членов совета ТОС взамен выбывших;
- подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы совета ТОС;
- решает иные вопросы, порученные ему собранием (конференцией) граждан;
8. Полномочия председателя совета ТОС и членов совета ТОС досрочно прекращаются в случаях:
- добровольного сложения полномочий с уведомлением об этом администрации поселения;
- выбытия на постоянное место жительства за пределы соответствующей территории;
- смерти;
- решения общего собрания (конференции) граждан;
- вступления в силу приговора суда в отношении члена совета ТОС;
- по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде (если полномочия осуществляются на постоянной основе).
9. Органы (уполномоченные выборные лица) ТОС несут ответственность за принятые решения, действия (бездействие) в пределах предоставленных им полномочий.
10. В соответствии с Уставом ТОС может быть предусмотрена Контрольно-ревизионная комиссия (ревизор) ТОС, создается для содействия и контроля финансово-хозяйственной деятельности ТОС. Комиссия подотчетна только собранию (конференции) участников ТОС.
Комиссия осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности исполнительного органа ТОС (уполномоченных ТОС) по итогам работы за год (в обязательном порядке), а также в любое время по поручению собрания (конференции) участников ТОС либо по собственной инициативе.
11. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности исполнительного органа ТОС комиссией могут привлекаться сторонние эксперты и аудиторские организации.
12. Деятельность комиссии, ее права и обязанности регламентируются Уставом ТОС.
Члены комиссии не могут являться членами исполнительного, иного выборного органа ТОС, уполномоченными ТОС.
13. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности ТОС проводится не реже одного раза в год, результаты проверок и отчетов комиссии доводятся до членов ТОС и утверждаются на общем собрании (конференции) участников ТОС.
10. Собственность и финансовые ресурсы ТОС
1. Органы ТОС могут иметь в собственности или на ином вещном праве земельные участки, здания, строения, сооружения, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного назначения, иное имущество, необходимое для обеспечения своей деятельности.
2. Источниками формирования имущества ТОС являются:
- добровольные взносы и пожертвования;
- передача на договорной основе муниципальной собственности;
- другие не запрещенные законом поступления.
3. Порядок отчуждения собственности ТОС, объем и условия осуществления правомочий собственника уполномоченным органом ТОС устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами, устанавливающими порядок выделения необходимых средств из местного бюджета, Уставом ТОС.
4. Финансовые ресурсы ТОС образуются из собственных средств, средств, полученных от хозяйственной деятельности, переданных органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, отчислений от добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иных поступлений в соответствии с законодательством.
11. Ответственность органов территориального
общественного самоуправления перед органами
местного самоуправления
Органы и уполномоченные выборные лица ТОС несут ответственность за несоблюдение действующего законодательства, Устава поселения, настоящего Положения, иных правовых актов органов местного самоуправления, Устава ТОС, за неисполнение или ненадлежащее исполнение заключенных договоров и соглашений по исполнению взятых на себя обязательств и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Ответственность органов территориального
общественного самоуправления перед гражданами
1. Ответственность совета территориального общественного самоуправления перед гражданами наступает в случае нарушения им действующего законодательства, Устава территориального общественного самоуправления, настоящего Положения либо утраты этим органом или выборным лицом доверия со стороны граждан. Основания и виды ответственности органа территориального существенного самоуправления и выборных лиц территориального общественного самоуправления определяются в соответствии с действующим законодательством и Уставом территориального общественного самоуправления.
2. Органы территориального общественного самоуправления представляют отчет о своей деятельности не реже одного раза в год собраниям (конференциям) граждан, проживающих на соответствующей территории.
13. Прекращение деятельности территориального
общественного самоуправления
1. Деятельность ТОС, являющегося юридическим лицом, прекращается в соответствии с действующим законодательством добровольно на основе решения общего собрания (конференции) граждан либо на основании решения суда в случае нарушения требований действующего законодательства.
Деятельность территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, может прекратиться на основании решения общего собрания (конференции) граждан либо путем самороспуска.
Органы ТОС направляют уведомление в администрацию поселения о принятом собранием (конференцией) решении или вынесенном в отношении территориального общественного самоуправления решении суда о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления с приложением протокола собрания или копии решения суда. Администрация поселения вносит запись о прекращении деятельности ТОС в реестр Уставов ТОС. ТОС считается прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в реестр.
2. Финансовые средства и имущество, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, используются в порядке, определяемом решением собрания (конференции) граждан, проживающих на территории ликвидируемого ТОС.
Глава
Сарагашского сельсовета Б.Н.Евдокимов